Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Регистрация на сайте



История появления гидравлики. Развитие механики жидкости в XIX веке.

Развитие гидравлики, или другими словами технической механики жидкости, зародилось во Франции в XIX веке. В это время в той или иной степени были найдены решения для следующего ряда вопросов: основание теории плавно меняющегося неравномерного движения самой жидкости в не закрытых руслах. Особый вклад в данный вопрос внесли несколько ученых, среди них стоит отметить: Кориолис, Беланже, Дюпюи, Сен-Венан, Бресс, Буссинеск, Буден.

Также был найден ответ на вопрос, который касается гидравлического прыжка, и решением этой темы занимались: Беланже, Бидоне, Буссинеск, Бресс. Еще одним важным решением явился ответ на формулу Шези и экспериментальное выявление параметров – Маннинг, Базен, Куттер, Гангилье. Были определены формулы для составления полуэмпирических и эмпирических гидравлических сопротивлений в разнообразных ситуациях – Хаген, Кулон, Пуазейль, Сен-Венан, Буссинеск, Вейсбах. Были открыты два режима жидкости – Рейнольде, Хаген. Получено так называемое уравнение Навье-Стокса, а также уравнение Рейнольдса на основании использования модели среднего турбулентного потока – Рейнольде, Сен-Венан, Буссинеск. Произошла установка принципов гидродинамического сходства, но также и критериев сходства – Риич, Коши, Рейнольде, Гельмгольц, Фруд. Найдены основы теоритического учения о происхождении потоков в грунтовых водах – Дюпюи, Коши, Дарси, а также теория волн – Сен-Венан, Фруд, Риич, Герстнер, Гельмгольц, Стоке, Буссенеск, Базен. В данный период получили весьма значительную долю внимания также вопросы истечения жидкости через отверстия и водосливы, взвесенесущие потоки, неустановившееся движение.

Однако зарождение, а также развитие гидравлики происходило в XIX веке и в России. В работах великого русского ученого М. Ломоносова зародилось прикладное и инженерное направление механики. Начиная с XIX века, стало динамично развиваться в стенах Петербуржского института инженеров. В данном учебном заведении продолжительное время существовала единственная в России школа технической механики жидкости. Учение исследователи данного института исключительно в начале своей работы следовали по стопам французской гидравлической школы. Необходимо упомянуть инженера путей сообщения, а также профессора прикладной механики П. П. Мельникова (1804-1880). Будучи почетным членом Петербуржской Академии наук и Министром путей сообщения, он первым создал на русском языке курс «Основы практической гидравлики…», к тому же, Мельников, организовал первую на территории России, в 1855 году, учебную гидравлическую лабораторию. Его преемниками можно считать профессоров этого же института Н. М. Соколова, В. С. Глухова, Ф. Е. Максименко, П. Н. Котляревского и Г. К. Мерчинга. Были опубликован целый ряд работ, которые относились к технической механике. В этих работах ученые обобщили все соответствующие исследования, которые были выполнены в стенах института инженеров.

Также значительный вклад внесли следующие русские инженеры и ученые: Н. П. Петров (1836-1920) – был выдающимся русским ученым и инженером, являлся почетным членом Петербуржской Академии наук. В своем основном труде «Трение в машинах, а также влияние на него посредством жидкости» (1883 год). В этой работе были впервые сформулированы законы трения при присутствующей смазке. Еще одним великим русским ученым являлся Н. Е. Жуковский (1847-1921). Профессор Московского университета и Московского высшего технического училища, а также член-корреспондент академии наук в Петербурге, автор теории гидравлического удара, также им было исследовано большое количество иных вопросов связанных с механикой жидкости.