Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Регистрация на сайте



Т. М. Башта – основатель отечественной гидравлики.

 

В целом ряду ученых и представителей этой великой науки гидравлики выделяется один человек – это Т.М. Башта - главный конструктор первой категории авиационной промышленности Советского союза, доктор технических наук, деятель науки УССР и просто прирожденный оптимист, прекрасный педагог, юморист, и человек глубокой внутренней культуры.

Будучи основоположником советской машиностроительной гидравлики, Башта написал целый ряд книг, которые стали незаменимым пособием для инженеров машиностроительной отрасли многих поколений. Родился Башта в Сумской области Талалаевском районе в семье бедного крестьянина. Окончив начальную школу, он поступил в училище железнодорожных машинистов и работал сначала помощником, а потом машинистом с 1922г по 1923 на Среднеазиатской железной дороге.

Будучи еще студентом как-то раз на киевском заводе Башта увидел американский станок с гидроприводом, который был куплен за золото и был новинкой для нашей промышленности того времени. Увидев все преимущества импортного оборудования, Трифон Максимович стал первым предлагать гидравлические приводы для использования в отечественной промышленности. Но для воплощения своих направлений ему нужно было стать высокообразованным специалистом, имеющим большой авторитет. Далее Трифон Максимович окончил Киевский политех, ИКП и конечно же мехмат Московского ГУ. Уже с 1932 года он начал работать в новом направлении - "Гидравлические и пневматические приводы", в тридцать четвертом руководит бюро гидропривода ЭНИМС.

В 1935-1936 Башта опубликовал 2 монографии, которые стали первыми книгами в сфере гидропривода, получил звание профессора и защитил докторскую диссертацию. Дальнейшее развитие гидропривода было непростым, ведь у науки было множество нерешенных вопросов и проблем, все нужно было открывать буквально с нуля путем экспериментов, опытов и напряженного труда. Были в то время люди, которые думали, что Башта попусту тратит деньги государства, берет пример с капиталистического Запада, пытается продвинуть ненужное в технике направление и в его работах Советская страна не нуждается. И как следствие – арест Трифона Максимовича в 1938 году. Там в тесной камере Бутырской тюрьмы он познакомился с легендарным авиаконструктором Туполевым, который тоже был репрессирован. Башта не раз делился с Туполевым своими размышлениями о преимуществе гидропривода. После года отбытого срока Башту перевели в тюремное конструкторское бюро, находящееся под патронатом НКВД.

Война в Испании показала, что советские самолеты значительно уступают немецким, а парк военной авиации СССР требует обновления. Т.М. Башта с А.Н. Туполевым совместно разрабатывали самолет Ту-2, который стал лучшим бомбардировщиком Второй мировой и участвовали в окончательных боях Великой Отечественной. После назначения Туполева руководителем тюремного КБ он включил в список необходимых ему специалистов бывшего сокамерника Башту, хотя последний как инженер ранее не знаком был с авиацией. Трифон Максимович был назначен ведущим конструктором по проектированию агрегатов и гидравлических систем для пикирующих бомбардировщиков. Поставленное задание было выполнено и реализовано на самолетах Пе-2 и Ту-2, а в мае сорокового года Башту досрочно освободили, сняли все судимости и восстановили в правах.

В 1946 году Башта назначен Директором и главным конструктором завода №279 (в наше время - «Рубин»). Башта сыграл важную роль в укреплении позиций завода, привлекая при этом целый ряд НИИ для решений вопросов по созданию тормозных систем, которые были реализованы на самолетах Як-25, Ту-104, Ту-4, Ил-14, МиГ-9, Су-7, Ка-10, Ту-16, Ту-95, МиГ-17, Ил-28, а за создание тормозной систем Ту-4 был представлен к Сталинской премии 1-ой степени.

После переезда в Виев в 1955 году, Башта работает в КИИГА заведующим кафедры гидравлических и газовых систем, а далее профессором на той же кафедре, которая за годы его работы стала ведущим центром по подготовке специалистов в области гидропривода. До сих пор кафедра помнит своего создателя и относится к нему с большим уважением. Он подготовил пятнадцать докторов наук и восемьдесят кандидатов наук. В 1964 году Президиум ВС УССР присвоил Трифону Максимовичу звание заслуженного деятеля науки Украинской ССР. Также он награждён 5-ю медалями, орденами Октябрьской Революции, "Отечественной Войны" 1-ой степени и Трудового Красного Знамени. В восемьдесят четыре года он скончался от тяжелой болезни, но его имя и на сегодняшний день имеет большой авторитет в науке гидравлики, а многочисленные книги основателя тому свидетельство.